Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману «Петр Первый»)
То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А. С. Пушкин
Алексей Николаевич Толстой пришел в литературу в сложное, переломное время, когда рушились вековые устои, страна переживала сложнейший период своей истории: происходили социальные революции, проносились войны. Писатель хотел осмыслить время, понять свое место в истории, поэтому обратился к эпохе Петра, когда складывались аналогичные события. На рубеже XVII—XVIII веков происходило становление российской государственности, страна из средневековой отсталости выбиралась на европейскую арену.
Великие свершения требовали большого напряжения сил, самоотверженности и героизма — все это было присуще русскому характеру. Толстой верил, что, выстояв однажды, Россия не сгинет и в XX веке. Эту уверенность писателю дала работа над романом “Петр Первый”. Вместе с Алексеем Толстым мы пристально вглядываемся в сильный, противоречивый и целеустремленный характер будущего царя.
В начале романа это испуганный ребенок на руках у Натальи Кирилловны, с ужасом смотрящий на бунтующих стрельцов. Позже мы видим неутомимого подростка, неделями и месяцами муштрующего потешных солдат. Петр не боится подчиняться более умным и знающим военачальникам. Он жадно учится мортирному, кузнечному и плотницкому делу.
Хорошо зная нерасторопность и вялость русского мужика, царь личным примером ведет за собой сподвижников. Где словом и уговорами, где угрозами и наказанием он пытается добиться поставленной задачи. Вначале Петр создает боеспособные и верные ему войска, затем строит флот и отвоевывает исконно русские земли на юге России. Не легко и победно идет он к намеченным целям, очень часто ему приходится терпеть поражения. Но он знает, что с однажды намеченного пути уже не сойдет, будет идти до конца.
Главная черта характера Петра Первого, которую постоянно выделяет автор,— это умение учиться, признавать свои ошибки и неустанное движение вперед, к единой цели — созданию крупного и богатого государства.
Петр не гнушается никакой работой. В Воронеже он целыми днями пропадает на верфи, а когда понимает, что созданный флот не годится для морского похода, отправляется в Голландию учиться корабельному делу. В Петре совершенно нет чванства. Он прост в обращении с людьми, старается отменить особые почести, которые оказывают ему бояре и ближайшее окружение.
Петру некогда сидеть на длинных приемах, выслушивая тяжбы бояр и доклады иноземных послов. Он стремителен и порывист, ему не хватает времени на более важные дела. Вначале наставником и другом Петра был Лефорт. Многому научился у этого умного и расчетливого немца царь. Полностью доверяет Петр и Ромодановскому, как сторожевой пес оберегает тот вверенные ему дела.
Есть соратники и последователи среди бояр и простых людей, но все же Петру приходится все проверять самому, во все вмешиваться, так как некоторым не хватает смелости и напористости царя, другие еще робеют перед чиновниками, третьи — больше бдят свою пользу. Нет еще у царя той силы и опоры, которая могла бы заменить его. Есть отдельные соратники, как Меньшиков, Бровкины, Шереметьев, Волков, из которых сформируется впоследствии ближайший круг — “птенцы гнезда Петрова”, но это в будущем. А пока перед нами могучая, не стоящая на месте, кипучая натура Петра Первого.
Алексею Николаевичу Толстому удалось создать правдивый, исторически обоснованный, ставший на долгие годы хрестоматийным образ Петра.