Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»), религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Также называемое движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком», движение зародилось и сформировалось в XX веке, в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран. Достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-е годы.
Название движения связано с его ориентацией на астрологическую эпоху — «Эру Водолея». Начало этой эпохи относят к современности или ближайшему будущему (XX-XXII столетиям). По мнению последователей нью-эйджа, оно ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества.
Нью-эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что оно не представлено каким-то одним определённым духовным учением или же религиозным воззрением (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.
Движение New Age получило развитие также и в России, где появились как западные, так и специфически российские организации и объединения. Такого рода группы нередко позиционируют свои учения не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные.

История

Понятие «нью-эйдж» широко проявилось в западных массмедиа в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сложились ещё в предыдущем столетии. Предшественниками нью-эйджа были оккультные течения конца XIX — начала XX века, такие как спиритизм, теософия и антропософия, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, сакральная геометрия.

Предпосылки возникновения

Зарождение нью-эйджа связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имели:
Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
Резкое падение влияния и авторитета традиционного христианства в 60-е годы XX века и развитие свободомыслия;
Широкое распространение отрицающих многие ценности западного общества и придающих большое значение мистическому опыту молодёжных субкультур (битники, хиппи);
Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.

После Второй мировой войны

Круги на полях как доказательство присутствия духовных сущностей или пришельцев
После Второй мировой войны в западных странах возникло большое количество групп и течений оккультного, эзотерического и синкретического характера, совокупность которых впоследствии получила название «Нью-эйдж» (англ. New Age). Также называемое движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком», оно зародилось и сформировалось на основе приобретших популярность уфологических религий (англ. UFO religion) 1950-х и духовного утопизма 1960—1970-х. К концу 1970-х движение достигло наибольшего расцвета на Западе в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран. Термин «Нью-эйдж» был популяризован в сочинениях Алисы Бейли, одного из лидеров Теософского общества, и в широком смысле означает ориентацию на ожидаемый эпохальный скачок в социальном, духовном и ментальном развитии человечества, который приведёт к возникновению новой и намного более совершенной культуры — к «Эпохе Водолея». Сфокусированное в 1970-х на общественных ценностях и традиционной морали, подчёркнутой альтруистической любви и служению человечеству, в 1980-х на Западе движение стало частью ещё более широкого явления, также называемого «Нью-эйджем», — большое количество людей, мыслящих альтернативно по отношению к окружающей культуре, стало искать возможности личностного духовного роста, образовав своего рода «духовный рынок», постепенно всё более и более коммерциализирующийся, где каждый мог найти и выбрать те идеи и ценности, которые ему по душе. Таким образом в нью-эйдже был осуществлён постепенный переход от общественно-ориентированных к личностно-ориентированным ценностям. Испытав влияние идей традиционных восточных религий и философий, ставших общедоступными, а также под воздействием западного секуляризма и научного материализма, современный нью-эйдж стал представлять собой вид секуляризованного эзотеризма, во многих своих проявлениях — гибрид традиционного для эзотеризма холистического взгляда на мир, управляемый невидимыми силами, и популярных научных представлений о природе, подчиняющейся естественным законам. Для современного нью-эйджа характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие.

Нью-эйдж в 1960—1970

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.
Крупное международное сообщество нью-эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).
В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.

Массовое развитие нью-эйджа в 1980-е годы

Манифестом движения «Нью Эйдж» стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрелин Фергюсон (en:Marilyn Ferguson) «Заговор Водолея» (The Aquarian Conspiracy).
Идеи и мировоззрения нью-эйджа нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.
К центральным мировоззренческим положениям нью-эйджа в своей докторской диссертации Людмила Пендюрина относит
идею трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального «Я» во всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом.
Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения нью-эйджа:
гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых восточными мастерами и их учениками;
бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства;
методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация;
психоделические практики;
астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами;
бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы, магические предметы, кристаллы, маятники, гадания;
мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия;
новые религии и секты, неоязычество, шаманизм.

Положения мировоззрения нью-эйджа

Хотя взгляды различных нью-эйдж групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.
Общая вера в Любовь и Единство всего сущего.
Единство всех религий и учений (все религии и духовные учения в своей глубинной сути утверждают одну и ту же истину, то есть, много путей ведут к одному и тому же духовному просветлению). Этот тезис иногда приводит в нью-эйдж литературе к некритической популярной смеси очень многих порой значительно различающихся между собой учений.
Теория прошлых рождений и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности».
Концепция сложной духовной иерархии и возможности подниматься на высшие ступени для всех людей (достижение «христосознания»), что раньше было доступно лишь отдельным личностям.
Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей.
Основатели мировых религий и пророки, как Христос, Будда, Мухаммад и другие, признаются также в качестве людей, достигших высших ступеней просветления (часто их называют «Вознесенные Владыки или учителя»).
Представление о единстве науки, эзотерики, метафизики и религии.
Вера в глубокий смысл мистических обрядов и уважение к обрядовости.
В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):
Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
Общегуманные ценности (всеобщая любовь, ощущение духовного и ментального единения со всей природой и космосом).
Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, благотворительность, целомудрие, обет не причинения зла без видимой на то необходимости всему живому).
Помощь людям при необходимости в духовном и психическом развитии и росте.
Соблюдение определенных ритуалов, которые, по мнению деятелей нью-эйджа, должны способствовать укреплению в человеке духовного роста.
Ценность посвящения, приобщённости к тайне и входа в определённое духовное братство или движение разной степени открытости и закрытости. В последнее время, в связи с более открытым распространением идей нью-эйджа, критерий членства в организациях и братствах стал менее значим.

Нью-эйдж и религии

Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий.
Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под нью-эйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированные преимущественно на западных учеников.
В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:
Большую известность приобрёл Ошо, разработавший многостороннюю систему динамических медитаций.
Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Г. И. Гурджиевым и развитая П. Д. Успенским.
Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека.
Получила распространение практика ченнелингов (передача информации от ангелов и учителей путём вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из них собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол, Стив Ротер и др.)
На постсоветском пространстве значительное распространение (146 филиалов) получил ДЭИР
Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.
Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и привлекла многие миллионы сторонников.
Религия Бахаи возникла в Персии ещё в XIX веке и была жёстко подавлена властями, но распространилась по всему миру и на западе, впитав в себя немало идей нью-эйджа. Сейчас насчитывает миллионы сторонников.
Японское движение оомото-кё сочетает традицию с боевыми искусствами и положениями нью-эйджа.
Болгарское Белое братство.
Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.
Случается также, что под маской нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно искажаются и перенаправляются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам исказили традиционный уклад общества.
Другой пример — последователь религии нью-эйджа и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги.

Нью-эйдж в России

На развитие нью-эйджа в России большое влияние оказали идеи учения Елены и Николая Рерихов Живая Этика (Агни Йога), а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги[13]. Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «Нового Века», которые были недоступны массовому читателю в советское время[13].
К нью-эйджу в России можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сложившихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К нью-эйджу можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения, занятия целительством и мистические духовные практики.
Одними из центров распространения нью-эйджа в России являются магазины сетей «Путь к себе», «Роза Мира», «Логос» и т. д.

Нью-эйдж и медицина

Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме.
Помимо традиционных восточных школ (акупунктуры, аюрведы), популярны течения:
различные психотерапевтические практики;
религиозные ритуальные практики.
рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
шаманские лечебные ритуалы;
Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический и виталистический подход ко всем системам человека.
В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат
положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из индийской медицины.
Основанные на положениях нью-эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья.

Нью-эйдж и культура

После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи нью-эйдж для создания новых жанров искусства. В наши дни нью-эйджем также называют популярный на Западе жанр музыки и песен. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Карунеш, Osha, Гови, Китаро, Чинмая Данстер и другие. В последние годы этот жанр был во многом коммерциализирован, играя роль необычной фоновой музыки в художественных произведениях.

Критика нью-эйджа

Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Причисление к нью-эйджу того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия основательности, глубины и подлинности, а иногда обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения нью-эйджа носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом.

Наука

Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий «биополе», «персонального магнетизма» и т. д.

Религия

Некоторые традиционные религии, в частности, различные ветви христианства и ислам относятся резко отрицательно к нью-эйджу и считают, что адепты нью-эйджа подвергают себя большой опасности духовного самообмана. Суфийские течения ислама отрицательно относятся к утверждениям последователей нью-эйдж о том, что популярные в этом течении Г. И. Гурджиев, П. Д. Успенский и Идрис Шах будто бы являлись суфиями.

Лидеры течений

Значительная часть направлений нью-эйдж некоторыми представителями антикультового движения причисляется к деструктивным сектам. Эти направления зачастую обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения. Многие лидеры движений нью-эйдж имеют образование в области психологии.
Наиболее известными в России деятелями нью-эйджа считаются такие личности, как С. Н. Лазарев, А. Г. Свияш, В. В. Жикаренцев, А. А. Пинт и т.д.